Муниципальное образовательное учреждение

"Бобринская средняя общеобразовательная школа"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа развития классного коллектива

5 класса

МОУ "Бобринская СОШ"

Развитие интеллектуальных способностей школьника через познание себя»

 

 

 

 

 

                                                   Составитель:

                                                                                                                             Мироненко Анна Ивановна

                                                                                                                        классный руководитель

учитель  высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

2009-2010 учебный год

                                                                     «Умный человек не тот,

Кто много знает, а тот

Кто знает самого себя.»

И Гёте.  

 

                                                                                                                                                                                                                             Кто много знает, а тот

 

 

 

                                                                                                                                                    ,

1.  Информационная справка

 

В 5  классе обучается  13 человек,  из них  5 девочек и 8  мальчиков.  Средний возраст  учащихся  11 лет.

Обучение осуществляется  в 1 смену в общеобразовательной  школе.  Во второй половине  дня  дети занимаются  в школьных кружках, секциях, в кружках при ДК  и дополнительных занятиях.  В  обучении учащихся принимают участие  11 учителей.  Из них  2-е учителей с высшей категорией:   Коробейникова  Т.Л, Мироненко А.И.;  2 человека  с 1 категорией: Бугаенко С.В, Дроздова Л.В.; 5 человек со 2 категорией: Дударева О.В.,  Дроздова Л.В., Средний возраст педагогов 44 года.

Класс обучается по кабинетной системе. Всего задействовано  9 кабинетов, а также спортивный зал. Состояние кабинетов гигиеническим нормам соответствует, но не всегда поддерживается температурный  режим.

По учебным возможностям  класс слабый. Отличников 1 человек – Кабулдинова Хамида.  Хорошистов 4 человека:   Макаров Андрей, Эйхвальд Сергей, Качесов Женя, Петренко Карина. С очень  слабыми учебными возможностями  Нуртазина Сауле, Власова Наташа,  Кошман Саша,.

 Большинство детей  воспитывается в полных благополучных семьях; из неблагополучных  1  человек; из многодетных семей  3 человека.

Неполная семья – Качесов Е., Эйхвальд С (воспитывает мама);

Многодетные семьи – Михайловых, Кабулдиновых, Эйхвальд.

Неблагополучная семья – Ханбек М.

В классе четверо детей воспитывается в семьях с высоким культурным уровнем:  Кабулдинова  Х,  Эйхвальд С., Суенова Д.,Петренко К..

Низкое материальное положение  у Ханбек М.

Во второй половине дня учащиеся занимаются    в народном танцевальном  коллективе   "Родничок", в школе искусств по классу фортепиано и аккардион.

Физическое состояние – здоровые 1 человек;  Имеют отклонения – 9 человек; т Хронические заболевания – З человека; 2-е детей с искривление осанки, 3-м детям необходимо частое пересаживание: Качесову Ж., Михайлову В., Макарову А.. У 11 детей физкультурная группа – основная., 2 человека – подготовительная (Кабулдинова  Х., Суенова Д.). В  классе  все питаются.

 

            2.Проблемный анализ  состояния  класса

Проанализировав три сферы  жизнедеятельности учащихся, выяснилось,что  у большенства  класса проблемы в интеллектуальной сфере и ОУУН, класс разного интеллектуального уровня, очень подвижный, эмоциональный, активный.

Из 13 человек  2 человека имеют высокий уровень школьной мотивации, средний – 6 человек, низкий 4 человека (Божкеев Руслан, Власова Наташа, Качесов Женя, Эйхвальд Сергей.)  У 2-х внешняя мотивация (Макаров А, Кошман Саша).

У 6 человек низкая умственная работоспособность ( Божкеева Р., Власовой Н,, Кошман С., Крайнова Л., Михайлова В., Нуртазиной С.)

Утомляемость к концу урока  у 9-ти человек.

Произвольное внимание высокое у 9-ти человек, среднее у 3-х, низкое у 2-х человек.

Устойчивость внимания высокая у 3-х, средняя у 2-х, низкая у 8-и человек (Божкеев Р,,Власова Н., Кошман  С., Крайнов Л., Михайлов В., Петренко К, Ханбек М.)

Высокий уровень развития мышления у 6-ти человек, средний у 4-х, низкий у 3-х ( Власовой Н,, Нуртазиной с., Ханбек М.,)

Зрительная память на числа: высокий 2 чел., средний – 7 чел., низкий 5 чел.,; на слова: высокий 1 чел., средний 6 чел., низкий 7 чел.

Слуховая память на числа средний – 5 чел., низкий – 9 человек.

На слова: высокий 4 чел., средний – 7 человек, низкий – 3 человека.

Диагностика, проводимая на начало учебного года показала, что 7 человек из 13 не умеют  обобщать, испытывают затруднения в анализе 8 человек. Низкий уровень сравнения и классификации у большинства учащихся.

Беседы с  работающими учителями на классе и наблюдения за учащимися показали, что у учащихся слабые учебные возможности, так как слабо развита интеллектуальная сфера и ОУУН, что мешает по полноте организовать учебную и воспитательную деятельность.

Поэтому в этом учебном году необходимо работать над формированием ОУУН и интеллектуальной сферы, что в свою очередь включает в себя развитие способов учебной деятельности, развитие мыслительных способностей, внимания, памяти.

 

3.Методология решения  проблемы

 

Чем сложнее деятельность, тем значимее предварительная теоретическая ориентировка. А как отмечал Л.С. Выготский, ряд процессов развития без теоретического осмысления возникать вообще не может  ( в том числе осознание задач и возможностей самовоспитания и саморазвития).

Чтобы что то в себе изменить в лучшую сторону, что-то развивать, а что-то исправлять, в первую очередь необходимо знать себя, свою личность, своё Я.  А это не возможно без изучения курса «Познай себя» . Узнав свои возможности, внутренние качества, ученик сможет ставить цели своего саморазвития и самосовершенствования. 

Что же необходимо для того, чтобы ученик смог самоизмениться? Во-первых, знать свои психические возможности (высокий уровень самопознания); во-вторых отчётливо осознавать свои нравственные и духовные ценности (как критерии и цели жизнедеятельности); в-третьих, знать пути, способы самоизменения.

Каждый этап самопознания завершается самооценкой, которая включает умения оценить свои силы и возможности. Отнестись к себе критически, отрефлексировать  своё поведение и на этой основе выработать устойчивые критерии самосовершенствования.

Для того, чтобы учащиеся могли сознательно управлять своим развитием необходимо:

--сформировать у них системообразующую теоретическую базу (изучение курса "Познай себя", который знакомит учащихся с

различными средствами и методами самопознания).

--ознакомить их с практическими приёмами и методами своего духовного и физического развития.

--организовать рефлексивную деятельность учащихся, приводящую к появлению микро - и - макро - программ работы над собой.

Эффективности изучения курса "Реализуй себя" будет способствовать:

1. Взаимодействие классного руководителя с учителями - предметниками. Оно может быть выражено в следующих  формах:

·                    предоставление учителям информации о классе для построения конструктивных педагогических воздействий;

·                    проведение занятий с учителями по ознакомлению с содержанием курса  «Познай себя"

2.Взаимодействие классного руководителя с родителями:

·                    ознакомление родителей с курсом "Познай  себя"

·                    проведение тренингов: обсуждение ситуаций-проб и реальных ситуаций.

·                    Рекомендации о взаимодействии родителей с детьми дома.

 

И только познав себя, ребёнок сможет под руководством взрослых развивать себя интеллектуально.

В психологическом словаре В.Н.  Дружинина имеется три определения понятия «интеллект». Вот одно из них:

Интеллект – это система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления,  мышления, воображения.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных способностей детей – это возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека.

Если по каким-либо причинам с ребёнком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, в дошкольном  и младшем школьном возрасте, то  это ещё не поздно сделать в подростковом возрасте.

Конечно, к окончанию начальной школы ребёнок имеет определённый уровень развития всех интеллектуальных способностей.  Но результаты исследований показывают, что уровень развития логического мышления у учащихся 5-6-х классов достаточно низок, дети невнимательны, у них плохо развита смысловая память. Следовательно,  с подростками необходимо заниматься. Это задача и родителей, и педагогов, работающих в среднем звене. Только развитие познавательных способностей позволит подросткам более успешно осваивать материал программы средней школы.

Рекомендуется проводить занятия с подростками по 2 часа в неделю. Каждое занятие  не более 45 минут, чтобы подросток не переутомлялся. Занятия должны происходить в доброжелательной обстановке, обязательно взрослыми должна создаваться  для подростка ситуация успеха. Отмечайте даже самые  маленькие успехи подростка, только в таком случае можно добиться  серьёзных сдвигов в положительную сторону в интеллектуальном развитии подростка.

Материалы, которые предложены в книге Л.Ф. Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника» родители и педагоги могут использовать исходя из индивидуальных особенностей детей,  которые будут выявлены в результате диагностики. Описанные Упражнения, приёмы и тренинги можно органично включать в учебный процесс, использовать в игровой деятельности подростков, в организации их досуга, что создаст особый эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательных способностей.

Тренинги внимания, восприятия, мышления, памяти способствуют также развитию всех личностных качеств подростков. Они получат навыки групповой работы, где так важна способность услышать другого, понять его замысел,  т.е. происходит развитие коммуникативных способностей.

 

 

                   4. Постановка целей и задач

Постановка целей и задач на  2009- 2010 учебный год может быть сформулирована следующим образом:

 

Цель: Создание условий для активизации интеллектуальной деятельности школьников через самопознание для повышения эффективности учебной и воспитательной деятельности.

 

 

Задачи:

·       Сформировать у учащихся доминанту на самопознание и саморазвитие;

·       Обеспечить учащихся необходимыми знаниями о процессах самопознания и самосовершенствования.

·       Развивать психические процессы: память, речь, логическое мышление, внимание.

·       Развивать рефлексивные и коммуникативные способности через групповую работу.

·        Организовать рефлексивную деятельность учащихся, приводящую к созданию программы работы над собой.

Первую задачу планирую решать через успешную совместную деятельность в различных сферах жизнедеятельности, вторую и третью через элективный курс «Познай себя», классные часы, уроки и совместную деятельность. Четвертую через групповую деятельность и анализ различных ситуаций. Чтобы решить пятую задачу,  необходимо изучить себя, соотнести с нормой и создать программу коррекции. Решение этих задач позволит учащимся познать себя и на этой основе правильно организовать свою учёбу, деятельность, развивать свои способности и построить отношения с людьми.

 

 

 

5.Ожидаемые результаты

·       Наличие у учащихся знаний и умений  о самопознании и саморазвитии.

·        Использование полученных знаний и опыта в различных сферах жизнедеятельности.

·       Более развитые психические процессы.

·       Наличие у учащихся коммуникативности и рефлексивности.

·       Ребята научатся работать в группах, предъявлять свои трудности с целью получения помощи.

·       Учащиеся овладеют простейшими способами учебной деятельности.

 

6. Критерии

·       Улучшение показателей входной диагностики уровня самопознания учащихся.

·     У большинства учащихся психические процессы  с низким уровнем должны стать средними, а со средним уровнем – высокими.

·    Учащиеся под руководством взрослого осуществляют рефлексию своей деятельности.

·    Учащиеся работают по алгоритму и могут сами составлять план действий.

·    Участием в олимпиадах  разного уровня и  НПК.

 

 

Этапы реализации программы

 

1.Подготовительный этап:

·     Наблюдение за учащимися, классного руководителя и учителей предметников.

·       Входная и выходная диагностика о самопознании.

·       Входная и выходная диагностика психических процессов.

 

2. Основной этап:

Для реализации поставленных задач планируется следующая воспитательная работа на 2009-2010 учебный год.

Работа с педагогами

Работа творческой группы (Мироненко А.И., , Коробейникова Т.Л., ) по проектированию шагов преодоления затруднений класса.

Педагогические консилиумы:

1)  Обоснование проблемы класса с опорой на методологию. Предъявление шагов  по преодолению затруднений класса;

2)  Анализ результатов педагогического воздействия по проблеме класса;

3)Подведение итогов по работе с программой развития классного коллектива;

Работа с учителями предметниками

·       Групповые уроки по технологии развивающего обучения.

·       Индивидуальные беседы с учителями  по проблеме класса (в течение года).

·       Посещение уроков с целью анализа работы по проблеме класса.

 

Работа с родителями

·       Родительские собрания:

o   Проблема класса и пути её решения. Развитие интеллекта учащихся через самопознание.  Роль семьи в  этом процессе.

o     (октябрь)

Цель: Познакомить родителей с программой развития классного коллектива. Определить перспективы  его развития.

o   Семинар - практикум  по развитию психических процессов (декабрь).

o   Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка.

o   Итоговое родительское собрание  «Школа – до свидания. Школа – здравствуй» (май). Цель: Подведение итогов развития классного коллектива и создание условий для дальнейшего самосовершенствования.

·       Индивидуальные и групповые собеседования:

o   По проблеме  класса.

o   Выявление причин отклонения от норм поведения, необходимость их соблюдения.

o   Выявление причин плохой успеваемости учащихся, способы её улучшения

·       Совместная творческая деятельность:

o   «Все на старт» (октябрь)

o   Новогоднее приключение(декабрь)

o   «Есть такая профессия – Родину защищать» (февраль

o   «Супермама» (март)

o   Итоговое родительское собрание  «Школа – до свидания. Школа – здравствуй» (май). Цель: Подведение итогов развития классного коллектива и создание условий для дальнейшего самосовершенствования.

o   «Вот и стали мы на год взрослее»  Поход на природу за пределы села. (начало июня)

 

 

Родительский комитет:

Васильева Любовь Геннадьевна

Кабулдинова Марьям Хуанышевна.

 

 

Заседания родительского комитета:

 

сентябрь

 

Планирование воспитательной работы в классе.

 

октябрь

Подготовка к родительскому собранию и школьному КТД

ноябрь

Анализ учебной деятельности учащихся

Работа со слабоуспевающими учащимися.

декабрь

Подготовка к новому году. Совместная разработка мероприятия.

январь

Подготовка к спортивным соревнованиям между семьями.

февраль

Работа со слабоуспевающими детьми.

март

Подготовка к общешкольному КТД. Анализ деятельности учителей и учащихся.

апрель

Подведение итогов работы по проблеме класса. Подготовка к итоговому родительскому собранию.

май

Подготовка к походу за пределы села. Разработка мероприятия с активом класса.

 

 

 

 

Работа с детьми

(ключевые мероприятия)

 

 

 

 

1  четверть

дата

Мероприятие

Название

Форма

Цель

Направление

сентябрь

КТД

Выборы актива. Планирование

Коллективная

Осуществлять самоуправление

Общение

 Классное собрание

«Мы снова вместе – это здорово!»

Коллективная

Достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального  «Я» как  части общего «мы»

Нравственность

Классный час

«Пути нашего развития»

Коллективная

Познакомить учащихся с программой развития классного коллектива, особенностями курса «Познай себя».

Интеллект, общение.

Классный час

«Познай себя»

Коллективная

1.Осуществить первое знакомство с собой.   2.Анализ проведённой работы за месяц.                   3.Планирование на октябрь.

Интеллект, общение.

октябрь

КТД

Поздравление учителей с Днём Учителя

Коллективная

Развивать самоуправление учащихся, их нравственные и творческие способности, уважение к педагогам.

Нравственность, интеллект, общение.

Классный час

«Образ вашего «Я»»

«Заведи себе друга – дневник»

Коллективная

Познакомить учащихся с образами своего «Я».

Предложить завести дневник для фиксации своих  познаний и изменений.

Нравственность, общение, интеллект.

Классный час

 

КТД

«Посмотримся в зеркало»

Спортивный праздник  «Все на старт»

Групповая, индивидуальная                                                            

Коллективная

Дать детям целостное представление о себе в физической сфере.

Активизировать культурный досуг школьников, развивать их   творческие

способности

Общение, здоровье

 

Досуг

, здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 четверть

Дата

Мероприятия

Название                     

Форма

Цель

Направление

Ноябрь

Классный час

«Я и окружающие»

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Познакомить учащихся с образами своего «Я» - жизненные роли . Выяснить круг связей и отношений с окружающими.

Нравственность,

общение

Классный вечер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час

«Весёлые посиделки»

(конкурсно-развлекательная программа)

 

 

 

 

 

 

 

«Я» в общении»

Коллективная,

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная

групповая

Развивать интеллектуальные и коммуникативные способности школьников. Способствовать сплочению классного коллектива.   

Познать себя каков я в общении. Выработать правила общения.

 

Досуг,

Интеллект,

Общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общение, интеллект.

Классный час

«Вы - личность»

Индивидуальная.

групповая

Формировать у учащихся представление о себе как о личности. Знакомство с образом – «Я» - личность.

Нравственность,

общение

Декабрь

Классный

час

«Оценивайте себя»

Коллективная

Индивидуальная

групповая

Учить учащихся оценивать себя. Формировать адекватную самооценку.

Нравственность,

общение

КТД

«Новогоднее приключение»

Коллективная

Подготовить общешкольный праздник

Досуг

Классный час

«Сходство и различие наших «Я»»

Коллективная

Создать у учащихся представление об индивидуальности каждого человека. Помочь открыть в себе талант и развивать его.

Общение

 

3 четверть

Дата

Мероприятие

Название

Форма

Цель

Направление

январь

Классный час

«Как вы воспринимаете окружающий мир»

Коллективная

Помочь учащимся оценить  способности своих органов восприятия  «Я – воспринимающее» (вижу, слышу, осязаю, обоняю, вкушаю)

Общение,

интеллект

Классное мероприятие

 

 

 

 

 

Классный час

«Счастливый случай» (познавательная конкурсно -игровая программа)

 

 

 

«Внимание, внимание»

(Тренинг)

Коллективная

групповая

 

 

 

 

 

Коллективная

индивидуальная

Развивать познавательные способности учащихся,  их логическое мышление и сообразительность. Воспитывать чувство коллективизма, уважение к одноклассникам.

Оценить своё внимание по различным направлениям восприятия. Познакомить учащихся с видами внимания и упражнениями для его развития.

Досуг

интеллект

 

 

 

 

Общение

Интеллект

Классный час

 

 

 

 

Рефлексивное собрание

«Дайте волю воображению»

(Тренинг)

 

 

 

Недостатки человека и их влияние на судьбу

Коллективная

индивидуальная

 

 

 

 

Коллективная

Оценить свои способности к воображению и фантазии в различных областях. Познакомить с рекомендациями и упражнениями для его развития.

 

Способствовать осознанию учащимися своих недостатков, выработка способов самоизменения.

 

 

Интеллект

общение

 

 

 

 

Нравственность

 общение.

февраль

Классный час

«Мир эмоций»

(Тренинг)

Коллективная

Оценить  своё «Я – Эмоциональное». Дать  детям рекомендации по управлению эмоциями и чувствами.

Нравственность

Общение.

КТД

 

 

Классный час

 

 

                Классный час

«Есть такая профессия – Родину защищать»

«Настроение – «О-кей»»

 

 

«Темперамент пятого типа»

 

Коллективная

 

 

Коллективная

индивидуальная

 

Помочь учащихся  определить  свой темперамент.

Участие в общешкольном мероприятии.

 

Познакомить учащихся с приёмами повышения настроения

 

Коллективная

индивидуальная

Досуг, общение

 

 

Общение

здоровье

 

 

общение

Рефлексивное собрание

Причины плохой успеваемости

Групповая

Анализ учебной деятельности учащихся, выработка способов самоизменения.

Общение

март

Классный час

 

 

 

Классный час

«Характер – русский»

 

 

«Воля. Самостоятельность»

(Тренинг)

Коллективная

индивидуальная

 

 

Коллективная, индивидуальная.

Помочь учащимся оценить свои поступки и действия и сделать заключение, являются ли они качествами вашего характера.

Определить силу воли и степень самостоятельности учащихся. Дать рекомендации по их развитию.

Нравственность

общение

 

 

Общение

 

КТД

«При солнышке тепло, при матери добро»

Коллективная

Участие в общешкольном мероприятии.  Развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся.

Досуг

Классный час

 

 

Рефлексивное собрание

«Настоящий друг»

 

Анализ учебной и воспитательной деятельности»

Коллективная

групповая

 

Коллективная

Помочь учащимся оценить «Какой он друг?»

 

Проанализировать учебную и воспитательную деятельность, выявить положительные стороны и недостатки.

Общение

 

 

 

Общение

интеллект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 четверть

 

 

 

 

 

 

 

Дата

          Мероприятие            Мероприятие

Название

Форма

Цель

Направление

апрель

 

Классный час

 

 

 

 

Классный час

«Основное отличие человека от обезьяны»

 

 

 

«Я – память»

(Тренинг)

Коллективная

 

 

 

 

Коллективная

индивидуальная

Познакомить учащихся с понятиями – сознание, эрудиция, умения, навыки, ассоциации. Определить эрудицию учащихся.

Познакомить учащихся с различными видами памяти. Дать рекомендации и упражнения по развитию памяти.

 

Общение

интеллект

 

 

 

интеллект

общение

КТД

 

 

 

«Это нашей  истории строки»

(посвященное 100-летию школы)

Коллективная групповая

Развивать компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.

Досуг

Классный час

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивное собрание

«Как мы думаем»

(Тренинг)

 

 

 

 

 

 

«Решение проблем»

Коллективная

групповая

 

 

 

 

 

 

Коллективная

Познакомить учащихся с понятием мышления и простейшими его операциями. Показать упражнения для развития умений учащихся классифицировать, обобщать, сравнивать, анализировать, абстрагировать, осуществлять синтез.

Анализ существующих проблем. Выработать способы решения проблем

Интеллект

 

 

 

 

 

 

 

Общение

интеллект

май

 

Классный час

 

 

Классный час

«Логика мысли»

(Тренинг)

 

«Каждому – по потребностям»

Коллективная

 

 

Индивидуальная

групповая

Дать учащимся рекомендации «Как развивать свой ум»

 

Проанализировать свои интересы, определить их область

Интеллект     

 

 

 

Интеллект

КТД

 

 

 

 

 

Классный час

«Вот и стали мы на год взрослее»

 

 

 

 

«От каждого по способностям»

Коллективная

 

 

 

 

 

Индивидуальная, групповая

Участие в общешкольном мероприятии. Воспитывать ответственность, потребность личного участия в мероприятиях

Помочь учащимся определить свои способности в какой либо области знаний и деятельности.

Общение

 

 

 

 

 

Интеллект

общение

Рефлексивное собрание

«Что во мне изменилось за прошедший год?»

Индивидуальная

групповая

Способствовать формированию у учащихся умений осознавать своё «Я" контролировать свои изменения.

Общение

 

Сайт управляется системой uCoz